Блог

Что обязательно нужно учитывать в торговле?

Каждый руководитель может сам устанавливать требования к управленческому учету – его ведение исключительно в интересах собственника. Учет помогает повысить эффективность, выявить риски и потери, найти малоэффективные и затратные процессы.

Построение управленческого учета в торговле можно поделить на несколько шагов, каждый из которых важен для того, чтобы он стал полноценным драйвером бизнеса.

Этапы построения управленческого учета в торговле

В первую очередь нужно выделить центры ответственности. Например, в розничной сети этими центрами должны являться отдельные точки продаж. Так, информацию по доходам и расходам собирать нужно по каждому магазину, а систему управления – офис – нужно выделить как отдельный центр, ведь они тоже несут расходы, хоть и не приносят выручку.


Далее важно правильно определить состав управленческой отчетности – на какие отчеты торговой компании важно обращать внимание. Это могут быть, например, ДДС, ОПиУ, отчет по продажам. Далее по ним будет вестись и план-фактный анализ.

Следующим этапом нужно выделить учетные статьи. Состав учетных статей для отчета ДДС и ПиУ может отличаться, когда мы хотим детализировать какой-то из отчетов.

Например, вам пришел один платеж на расчетный счет. Выручка от реализации в ДДС на 100 рублей, а в ОПиУ вы это проведете как реализация 80 рублей и доставка продукции 20. Две проводки по разным статьям нужны для того, чтобы видеть, как именно формируется доходная часть компании.

Далее формируем планы по каждой из статей.

Например, это может быть:
  • План по выручке;
  • Расчет плановой себестоимости;
  • План по аренде и коммунальным услугам в детализации по торговым точкам и аппарату управления (аренда офиса и центрального распределительного склада);
  • План по коммерческим и административно-управленческим расходам аппарата управления;
  • План по зарплате и отчислениям с зарплаты продавцов;
  • План по зарплате и отчисления сотрудников аппарата управления;
  • План по налогам: НДС,  налог на прибыль, налог на имущество, УСН, ЕНВД и т.д.;
  • План по амортизационным отчислениям;
  • План по прямым расходам: в детализации по торговым точкам и аппарату управления.


Следующим важным моментом, на который надо обращать внимание при постановке управленческого учета в торговой сети, является уровень постоянных расходов на содержание аппарата управления. Это тем более важно, чем меньше розничный бизнес. Постоянные расходы на содержание аппарата управления (аренда офиса, зарплата и отчисления с зарплаты офисных сотрудников, расходы на офисную и  ИТ-инфраструктуру и др.) при высоком уровне аналогичных постоянных расходов самих торговых точек могут «съедать» приносимую этими торговыми точками выручку. Так, бизнес может стать убыточным либо приносить владельцу розничной торговой сети меньше прибыли, чем он рассчитывает.

На практике это может означать, что при имеющемся уровне постоянных расходов аппарата управления бизнес вести нерентабельно, если торговых будет точек меньше определенного количества. Очень важно понять, каким должно быть минимальное количество торговых точек. Из этого важного момента вытекает следующий пункт.

Расчет точки безубыточности в розничной торговой сети. В розничном бизнесе по каждой торговой точке важно определить точку безубыточности, т.е. тот уровень постоянных и переменных расходов, при котором точка будет выходить «в ноль». Для определения плановых постоянных и переменных расходов и планирования ряда косвенных расходов может понадобиться статистика предыдущих периодов. При расчете точки безубыточности нельзя забывать о том, что к прямым расходам торговой точки должны быть обязательно добавлены с помощью распределения расходы аппарата управления.  В противном случае расчет будет неверен.

Расчет точки безубыточности необходим для:
  • Планирования итогового финансового результата торговой точки по месяцам и на год.
  • Планирования общего финансового результата торговой сети по месяцам и на год.
  • Установки плана продаж для продавцов конкретной торговой точки на месяц с разбивкой по дням для ежедневного контроля выручек всех торговых точек и торговой сети в целом.
  • Разработки системы премирования (мотивации) для продавцов.


При планировании выручки в розничной торговой сети как минимум нужно учитывать следующее:
  • Точку безубыточности: чтобы гарантировать себе прибыль по отдельно взятой торговой точке.
  • Статистику предыдущих периодов.
  • Желаемый процент увеличения продаж.
  • Сезонность.

Помочь вам в построении управленческого учета и ответить на ваши вопросы могут наши финансовые специалисты. Позвоните или напишите нам – мы поможем навести порядок в ваших финансах!



Финансы