Исследование: Как российские предприниматели управляют корпоративными финансами
Как проводили исследование
Команда сервиса Финансист в декабре 2019 - январе 2020 провела всероссийское исследование о том, как обстоят дела с управлением корпоративными финансами. Количество респондентов - 4000 человек.

Исследование проводилось методом телефонного опроса и онлайн-анкетирования. Среди респондентов порядка 4000 российских компаний и индивидуальных предпринимателей.
Исследование цитируют
Респонденты
51,8% микробизнес с оборотом до 5 млн. рублей в месяц.
25,9% малый бизнес с оборотом до 60 млн. рублей в месяц
17,6% средний бизнес с оборотом до 400 млн. рублей в месяц
4,7% крупный бизнес от 400 млн. рублей в месяц
Сфера бизнеса респондентов
30,1% Услуги
16,2% Торговля
15% Производство
12,6% Маркетинг и сфера IT
10% Строительство и инжиниринг
2,5% Логистика

13,6% Остальные сферы Респонденты указали: добыча полезных ископаемых, отельный бизнес, кредитование, телекоммуникации, медицина, животноводство и другие.


Где ведется бухгалтерский учет
70,6% 1С различных конфигураций
17,4% Передали на аутсорсинг
7% Облачная бухгалтерия
5% Не ведут бухучет или пользуются банковскими сервисами
Как и ожидалось, на рынке бухгалтерского учета есть ярко выраженный лидер - продукты 1С. При этом, активно продолжает развиваться рынок облачных бухгалтерий, где стали появляться лидеры, такие как "Мое Дело" и "Эльба". Также мы видим, что несмотря на множество опасений экспертов по поводу рынка аутсорсинговых услуг, они остаются востребованы среди микро и малого бизнеса, так как снимает рутину с собственника.
Станислав Кутузов
Основатель сервиса управленческого учета Финансист
У кого есть системный управленческий учет
Полнота ведения управленческого учета (измеряется из тех форм отчетности, которые ведут предприниматели - отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, управленческий баланс, платежный календарь и другие)

100% Крупный бизнес
93% Средний бизнес
31% Малый бизнес
26% Микробизнес
Задачи которые решают с помощью управленческого учета в микро и малом бизнесе
74,2% Контроль движения денег
52,2% Аналитика для принятия управленческих решений
34,4% Консолидация отчетности по нескольким юр.лицам
20,8% Планирование и бюджетирование
Задачи которые решают с помощью управленческого учета в среднем и крупном бизнесе
100% Контроль движения денег
96,7% Аналитика для принятия управленческих решений
89,4% Консолидация отчетности по нескольким юр.лицам
73,6% Планирование и бюджетирование
По результатам исследования, мы видим, что микро и малый бизнес не ведут комплексную управленческую отчетность и лишь каждый 3-й предприниматель видит свой бизнес с разных сторон: движение денег, расчет прибыли и нефинансовых показателей KPI.

Во многом это объясняется отсутствием необходимых компетенций внутри этих компаний, у микро и малого бизнеса не всегда есть средства, чтобы нанять финансового директора, поэтому отчетность ведет сам предприниматель или бухгалтер.

74% компаний ведут как минимум 1-2 формы управленческой отчетности - отчет о движении денег и отчет о прибылях и убытках, а 26% не ведут управленческую отчетность и работают "интуитивно".

Микро и малый бизнес в подавляющем большинстве ведут учет "кассовым методом", то есть оценивают прибыль остатками на счетах. Такой метод учета может быть угрозой для долгосрочной работы, ведь положительный денежный поток может быть даже у убыточной компании и может обернуться банкротством.

Далеко впереди крупный и средний бизнес, кроме самых популярных у микро и малого бизнеса платежного календаря и отчета о движении денег они ведут - отчет о прибылях и убытках и управленческий баланс.
Уровень автоматизации учета в микро и малом бизнесе

78,9% Ведут учет в экселе
17.8% Решения на базе 1С
2,2% Облачный сервис управленческого учета
0,9% Собственные разработки
0,2% SAP, ERP и сервисы BI аналитики
Почему до сих пор не автоматизируют управленческий учет?
67,1% Дорого
18,3% Не знал, что существуют такие решения
14,6% Нет необходимости
Уровень автоматизации учета в среднем и крупном бизнесе

48,3% Ведут учет в экселе
36,1% Решения на базе 1С
13,9% SAP, ERP и сервисы BI аналитики
1,3% Собственные разработки
0,4% Облачный сервис управленческого учета
Если говорить в целом о тенденциях автоматизации финансов в малом бизнесе - мы видим, что ситуация напоминает рынок CRM 5 лет назад. В разговоре про автоматизацию продаж все приводили один и тот же аргумент - это для больших компаний: банков и операторов связи. Но потом пришли облачные сервисы и рынок изменился, предприниматели получили инструмент для развития своего бизнеса.


Думаю, что через пару лет без автоматизации управленческого учета уже сложно будет представить любой бизнес, многие откажутся от ручного заполнения таблиц."

Станислав Кутузов
Основатель сервиса управленческого учета Финансист
Уровень автоматизации учета в микро и малом бизнесе

55,2% Собственник формирует сам, либо участвует в разработке
18,2% Финансовый директор
16,5% Главный бухгалтер
10,1% Бухгалтер или экономист
Уровень автоматизации учета в среднем и крупном бизнесе

31,3% Собственник формирует сам, либо участвует в разработке
28,9% Финансовый директор
21,5% Бухгалтер или экономист
18,3% Главный бухгалтер
Сервис управленческого учета и бизнес аналитики
Меню
Мы всегда на связи
Звоните: +7 499 647-84-68
Пишите: sk@report.finance